VistaNews.ru


Игорь Юсуфов - Глава Корпорации «Энергия»: Как Австралия собралась покорять глобальный рынок СПГ

23-05-2018, 17:05

Развитие технологии сжижения природного газа (СПГ) и его транспортировки стремительно меняет структуру газового рынка. По этой технологии при температуре минус 162 градуса в термоизолированных резервуарах объем газа снижается в 600 раз. Для его транспортировки строятся специальные СПГ-танкеры, способные перевезти на скорости 18-20 узлов (нефтяные танкеры имеют скорость 14 узлов) 145-155 тысяч кубометров сжиженного газа, регазифицируемого в 85-95 млн кубометров потребительского продукта.

Благодаря появившейся мобильности, рынок газа становится глобальным: в число потребителей и поставщиков включаются страны, не подключенные к магистральным трубопроводам, в том числе - островные территории. Особенно ярким примером здесь может служить Австралия.

Общие газовые запасы газа в Австралии огромны: они оцениваются в 22,4 трлн кубометров, из которых 4.7 трлн кубометров традиционного газа, 6.6 трлн -шахтного метана и 11.1 трлн - сланцевого газа. До недавнего времени разработка нетрадиционных газовых месторождений сдерживалась ограниченным внутренним потреблением, более высокой себестоимостью добычи и невозможностью эффективного экспорта. Но развитие рынка LNG привела к стремительному наращиванию в стране объемов добычи.

Основными материковыми газовыми месторождениями Австралии являются Карнавон на западе, Гиппсланд-Бейзин на юго-востоке и Купер-Бейзин в центральной части страны. Карнавон сегодня обеспечивает большую часть производства в стране, газ оттуда экспортируется на западные рынки. Экспорт на более крупный рынок стран АТР обеспечивают месторождения Гиппсланд-Бейзин и Купер-Бейзин. Сейчас добыча на месторождениях Купер-Бейзин падает и замещается растущим производством из метана угольных пластов на месторождениях Бауэн и Сюрат на юго-востоке штата Квинсленд. Эти месторождения также будут снабжать три завода СПГ, строящихся в настоящее время на острове Кертис.

Особый интерес представляют шельфовые месторождения. Это, прежде всего, находящееся на севере гигантское месторождение Байю-Ундан и месторождение Блектип, находящиеся в зоне совместной разработки с Восточным Тимором.

В последние годы Австралия активно занималась разработкой новых месторождений и запуском новых заводов по сжижению СПГ. В конце 2014 года вошла в строй установка “Квинсленд Кертис” (Queensland Gas Company Ltd, дочерняя компания BG International Group), отгрузившая первую партию СПГ в январе 2015 года. Это первый в мире проект по экспорту СПГ, который использует в качестве сырья метан угольных пластов. По соседству с “Квинсленд Кертис” в 2015 году вошли в строй еще две установки: “Гладстон” (Santos) и “Австралия Пасифик LNG” (совместное предприятие Origin, ConocoPhillips и Sinopec), начав отгрузку газа в конце 2015 и начале 2016 года соответственно. В 2017 году были запущены заводы “Горгон” (один из самых дорогих в мире СПГ-проектов) и “Уитстон” (1-я очередь), оба компании Chevron. В текущем году планируется запуск второй очереди завода “Уитстон”, а также заводы по производству СПГ из шельфовых месторождений: “Ихтюс” (Inpex Corp) на Северной территории и плавучая установка “Прелюд” (Shell) у северо-западного побережья. Есть планы реализации новых проектов экспорта СПГ с недавно открытых месторождений Брауз и Бонапарт у побережья Западной Австралии. Реализация этих планов позволит Австралии резко нарастить экспорт СПГ. Прогнозируется, что в 2019 году годовой экспорт СПГ достигнет 74 млн т., а в 2020 году - до 88 млн т. Это сравнимо с крупнейшим мировым продавцом СПГ - Катаром и позволяет Австралии к 2020 году войти если не в тройку, то в пятерку ведущих стран - экспортеров газа.

Важно и то, что большая часть продукции новых и планируемых к запуску производств уже законтрактована - в основном, покупателями из стран АТР, на которые приходится 97% нынешних поставок австралийского газа. Основные покупатели – Япония, Китай и Южная Корея. И, по информации департамента промышленности, инноваций и науки Австралии, на эти же рынки планируется поставлять дополнительно произведенные объемы газа.

Между тем, рынок стран АТР интересен и Катару, и США, и России. Во-первых, этот рынок - один из самых растущих. Это связано не только с ростом деловой активности, но и с тем, что азиатские страны только сейчас начали переход на более экологичные источники энергии. Во-вторых, исторически премия на этом рынке - самая высокая в мире.

Для России амбиции Австралии означают возможность роста конкуренции на важнейшем рынке восточного направления - китайском. Напомним, что началась реализация проекта “Сила Сибири”, по которому с конца 2019 года будет поставляться в Китай по трубопроводу из России 38 млрд кубометров газа. Однако тут стоит отметить важнейшие конкурентные преимущества российского трубопроводного газа перед СПГ.

Себестоимость добычи российского газа - самая низкая в мире, порядка 20 долларов за 1000 кубометров. По подсчетам экспертов, себестоимость австралийского сжиженного газа как минимум в 1,5 раза выше. Транспортировка газопроводом также гораздо дешевле перевозки танкерами. При этом объемы поставок трубовпроводом гораздо легче оперативно изменить, в отличие от морских перевозок. Это дает возможность России предлагать покупателям гибкие условия сотрудничества, заключать долгосрочные контракты.

Рынок СПГ - спотовый по определению. А значит, невозможно гарантировать ни объем, ни цену газа в достаточно длительной перспективе. Морская перевозка делает поставки заложниками как погодных условий, так и возможных аварий. Между тем, использование газа как источника энергии для производств делает критичным именно такие параметры, как бесперебойность поставок, гарантия объема и цены.

Исходя из этого можно предположить, что Австралия сможет укрепить свои позиции на рынке стран АТР, однако прежде всего - как поставщик в страны, находящиеся вне зоны российских трубопроводов. Основные поставки газа, прежде всего, для Китая, по-видимому, будут идти по трубопроводу из России. А вот для Катара и США, также стремящихся завоевать азиатский рынок, Австралия - неудобный конкурент. Транспортное плечо для нее до стран АТР - самое короткое. Правда, против Австралии играют изначально высокие издержки СПГ-проектов.

Что касается Европы, то здесь российским трубопроводам нет альтернативы в виде австралийского СПГ. Речь может идти лишь о дополнительных поставках со стороны Катара и США.

Подписаться:

Поделиться: