Правозащитник: "В погоне за сиюминутной выгодой столичные рестораторы могут спровоцировать в Москве новый локдаун".
В вопросах личной и общественной гигиены и безопасности россиянам пока что не хватает ни самодисциплины, ни правосознания. И если, например, при входе в метро реально выставить наряды полиции, контролирующие использование пассажирами средств индивидуальной защиты, в индустрии развлечений, насчитывающей в Москве более 11 тыс. точек, это нереально. Корреспондент РИА VistaNews Захар Войнов разобрался, что может стать основной причиной введения тотальных ограничений на работу предприятий общественного питания в Москве.
Основная проблема, по всей видимости, заключается в том, что в осеннюю волну пандемии Правительство Москвы проявляет огромную лояльность к гражданам и, что немаловажно, к организациям малого и среднего бизнеса, которые пострадали во время весенних ограничений в наибольшей степени. Безусловно, на фоне тотального локдауна многих европейских столиц актуальные действия мэра Собянина выглядят весьма щадяще. Однако ни москвичи, ни гости столицы, ни потребрынок, и без того впавший в убытки, лояльность градоначальника, сделавшего всё, чтобы не допустить роста заболеваемости COVID-19, нового локдауна и фактического разорения субъектов малого и среднего предпринимательства, явно не оценили должным образом.
Несмотря на то, что Правительством Москвы до последнего изыскивалась возможность для функционирования ночных и развлекательных заведений, сейчас, когда показатели заражаемости стали чуть ли не каждый день бить антирекорды, были введены частичные ограничения времени работы ресторанов и клубов. Однако буквально с первого дня (точнее, ночи) вступления в силу запрета на оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6:00, установленного Указом Мэра Москвы от 10 ноября 2020 г. № 107-УМ, столичные предприниматели разработали способ, позволяющий им обойти новые требования.
Так, ночные клубы, бары, дискотеки и рестораны с музыкальными и развлекательными программами сдвинули начало активной части мероприятий на более раннее время, при этом в районе 21:00-22:00 гостям объявляется, что кухня и бар вскоре закончат свою работу. Предлагается делать заказы на напитки и закуски таким образом, чтобы они были исполнены непосредственно перед закрытием – до 23:00. После наступления «часа икс» кассовое обслуживание прекращается, однако развлекательная программа на территории заведения идёт в обычном режиме, а посетители продолжают в нём находиться. В случае же проверки представителям госорганов сообщается, что все чеки закрыты, никто не работает, а граждане «просто доедают и допивают под фоновую музыку».
Разумеется, власти Москвы не всегда успевают в авральном режиме откликнуться на этот новый тип нарушений или предусмотреть его. Да, собственно, и не должны: существует продиктованный потребностью сохранения жизней и здоровья населения закон, требования которого обязательны к исполнению. Оказались не готовы к подобной «находчивости» и сейчас.
В связи с этим в целях реализации жёстких мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции на массовых развлекательных мероприятиях руководителем Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александром Хаминским 16 ноября 2020 г. было направлено в адрес мэра Москвы Сергея Собянина и в Минюст России заключение по результатам антикоррупционной экспертизы п. 8.1. Указа Мэра Москвы от 10 ноября 2020 г. № 107-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» в части, касающейся введения нормы о запрете нахождения граждан на территории предприятий общественного питания и относящихся к индустрии развлечений во временном интервале с 23:00 до 6:00. Правозащитник также подробно описал возникшую проблему, связанную с обходом недостаточно явно сформулированного запрета на нахождение граждан в зданиях, строениях, сооружениях (помещений в них), предназначенных преимущественно для оказания услуг общественного питания, и указал на выявленные коррупциогенные факторы, связанные с возможностью неоднозначного толкования нормы правоприменителем и контрольно-надзорными органами.
Чтобы устранить данную неопределённость, в своём Заключении Хаминский предложил использовать формулировку, аналогичную использованной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», помимо приостановления оказания услуг общественного питания налагающую запрет на любое нахождение граждан на территории предприятий общественного питания и индустрии развлечений в указанный временной интервал.
Что ж, если в погоне за сиюминутной прибылью представители бизнеса готовы в очередной раз закрыть глаза на риски, допускаемые им и в отношении граждан – своих же «любимых клиентов и гостей» и не проявляют должного понимания и надлежащего отношения к ситуации, в дело обязаны вступить институты гражданского общества.