Комов Сергей Владимирович — Наркомания в России: причины, последствия, пути
Комов Сергей Владимирович — мысли вслух.
Интервью нижегородского предпринимателя Комова Сергея Владимировича — это обсуждение проблем связанных с наркоманией, которые стали привычными для современного общества и от этого потеряли свою злободневность. Это не просто взгляд на сложившуюся обстановку, а схематический план действия, работающие рекомендации по избавлению России от наркотической и алкоголической зависимостей, по профилактике употребления психоактивных веществ.
1. По официальным данным количество наркозависимых в России за последние 10 лет увеличилось в десять раз. Возросло число смертей и преступлений, связанных с наркотиками. Специалисты называют разные причины этого явления. Кто-то ищет виновных в семье, кто-то связывает с отсутствием профилактики со стороны школы, медицинских учреждений или всего государства в целом. А каковы причины по мнению Сергея Владимировича Комова?
Я считаю, что на эту тему можно долго рассуждать, но для себя выделил две основные причины распространения наркомании.
Во-первых, элементарное любопытство молодежи, желание испытать новые неизведанные ощущения. Причем возникает это желание не только самостоятельно, но и с подачи какого-нибудь «добродетеля», утверждающего, что «ничего страшного не случится», если попробовать наркотики только один раз.
И в этой ситуации можно говорить о второй причине — отсутствии знаний у подрастающего поколения о наркозависимости и минимальных усилий по ее профилактике.
И пока государство не начнет серьезнее относиться к этой проблеме, не начнет рассматривать ее на федеральном уровне, не выделит в отдельное направление, данные статистики будут всё более угрожающими.
2. Какие меры профилактики Вы считаете наиболее эффективными?
Я уже говорил о том, что наиболее эффективной мерой считаю информирование детей, подростков, молодежи о вреде зависимости, о том как влияют наркотики на здоровье человека, на все составляющие его жизни: семью, работу, окружение, восприятие мира.
Но ограничиваться рассказами, я думаю, не нужно. Очень действенный способ — экскурсии в наркоцентры, другие медицинские учреждения, где каждый человек может своими глазами увидеть страшные последствия употребления. Понять, что СПИД, гепатит, другие серьезные заболевания — вот реальность наркозависимых. Реальность, которую очень сложно изменить.
3. Сергей Владимирович, как можно оградить человека от первого употребления?
Будет ли употреблять ребенок наркотики во многом зависит от семьи и ближайшего окружения, от того сколько свободного времени у него будет, и чем он в это время станет заниматься. Поэтому дети, по моему мнению, должны посещать спортивные секции, кружки, клубы по интересам, любые объединения и организации, которые направят всю энергию детей в мирное русло, отвлекут от пагубных мыслей.
4.Что зависит в этой ситуации от родителей? Разговариваете ли Вы с детьми на эту
тему?
От родителей зависит очень многое. Они первые должен найти возможность и проинформировать ребенка о том, что есть такая проблема, рассказать о последствиях употребления, в том числе о том, что люди погибают от наркотиков. Без конкретных названий, без описания свойств веществ, которые привлекают наркоманов. Только самое главное: информация и результат.
Объяснить, что благополучие, семья, здоровье, спорт и психоактивные вещества не совместимы. Поддерживать любые здоровые увлечения ребенка: мечтает о хоккее — пусть занимается хоккеем, хочет играть в баскетбол — пусть играет в баскетбол. Постоянно налаживать контакт с ребенком, чтобы быть в курсе его интересов, событий в жизни, круга знакомых и друзей. Больше проводить с ним времени, организовывать совместные мероприятия, походы, выезды. Только так есть большая доля вероятности не допустить вовлечения детей в среду наркомании, вовремя устранить опасность.
5. Существует мнение, что необходимо развивать систему раннего предупреждения употребления наркотиков путем проведения ежегодной обязательной диспансеризации, в том числе в учебных учреждениях. Как Комов Сергей Владимирович относится к этому предложению?
Считаю, что такая система ничего не решит. Это борьба с ветряными мельницами. Здесь я вижу чью-то коррупционную заинтересованность. Все учащиеся, студенты будут находиться под подозрением. А ведь каждый из них — это личность, имеющая конституционные права, гарантии на неприкосновенность частной жизни. Да и презумпцию невиновности тоже никто не отменял.
Это будут миллионы из государственного бюджета израсходованные впустую. Вместо того, чтобы тратить их на обязательную диспансеризацию, лучше направить эти средства на профилактику употребления наркотических веществ.
6. Принудительная форма лечения, по Вашему мнению, имеет право на существование?
Принудительное лечение подразумевает помещение человека в лечебное учреждение без его согласия. Но если человек не хочет излечиться — никакие меры, способы, лекарства не помогут. Ведь в основе наркомании лежит тяжелое психологическое влечение к запрещенным веществам, которое только крепнет изо дня в день, полностью подчиняя больное сознание. Даже физическая ломка, которую переносит человек, не заставит его отказаться от зависимости. И с большой долей вероятности можно говорить, что после лечения все вновь повторится. Поэтому вместо принудительных мер нужно сформировать у наркомана понимание ситуации, в которой он оказался, и стойкое желание избавиться от этого недуга.
7. Заместительная метадоновая терапия как в США и Европе — это выход из ситуации или просто другой уровень наркомании?
Считаю заместительную терапию альтернативой наркомании. Если человек решил отказаться от психоактивных веществ, ему не нужно замещать одни препараты другими. Он наслаждается обычными радостями, ценит каждый день, свое здоровье, возможность общения с семьей, друзьями и так далее. А метадон — это всё та же сильнейшая зависимость, патологические нарушения в деятельности всех систем организма, полная деградация личности. Я говорю «нет» любым вариантом заместительной терапии.
8. Сергей Владимирович, как вы относитесь к тому, что употребление наркотиков в России уголовно не наказуемо? Максимум что грозит таким людям административный арест до 15 суток либо штраф до 5 тысяч. А осужденные за наркопреступления легкой тяжести могут избежать уголовной ответственности, выбрав принудительное лечение?
На мой взгляд, наркоманов сажать бессмысленно. Это уход от существующей проблемы. С ними нужно работать. Знать каждого поименно, наблюдать за ними, мотивировать на лечение, заниматься их реабилитацией, восстановлением психического и физического здоровья.
Замена уголовной ответственности на принудительное лечение? Если страх сесть в тюрьму станет той причиной, которая заставит наркомана отказаться раз и навсегда от очередного приема запрещенных препаратов, то я только «за». Если это просто способ избежать наказания, то, конечно, против.
В любом случае, по моему мнению, самому жесткому преследованию со стороны закона должны подвергнуться две категории лиц: распространители этой отравы и те, кто их «крышует». Их нужно сажать на длительные сроки. В особо тяжких случаях закономерным решением будет возвращение смертной казни. Мысль о неизбежности, неотвратимости строгого наказания должна преследовать каждого и предостерегать от совершения преступления.
9. Поддерживает ли Комов Сергей Владимирович деятельность многочисленных немедицинских организаций, которые занимаются лечением и реабилитацией наркозависимых?
Безусловно, поддерживаю. Я не понимаю критики в адрес этих организаций. Люди, работающие в них, не ограничиваются словесной демагогией. Они хоть что-то делают, чтобы помочь этим несчастным вернуться к жизни.
10. Что нас ждет впереди? Можем ли мы надеяться на улучшение ситуации?
Я оптимист и верю в будущее без наркотиков. Но понимаю, что это будущее не настанет, если население всей планеты сообща не будет заниматься глобальными проблемами, угрожающими человечеству, среди которых наркомания и алкоголизм.