Загадочная личность Уинстона Черчилля, правда и мифы о великом британце

30-11-2016, 16:28
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль – одна из самых выдающихся и одновременно самых загадочных личностей мировой истории ХХ века. Он родился 30 ноября 1874 года и прошел путь от военнослужащего до канцлера, министра внутренних дел Великобритании, и даже премьер-министра. О Черчилле сказано много хороших слов и ещё больше критики, его персона овеяна мифами, которые нужно развенчать.


Личность Уинстона Черчилля

Черчилль родился в обеспеченной дворянской семье. Отец занимался политикой, а мать была светской дамой, увлеченной раутами и своими проблемами. Потому воспитанием мальчика занималась его няня. Немногие знают, но будущий величайший политик в истории Британии в детстве много болел и плохо учился в школе, он пересдавал экзамены и не поступил в Итон, в котором учились все мужчины его рода. Потому Черчилль подался в военные, которым не нужно было долго и много учиться.

Однако Уинстона Черчилля можно назвать многогранной персоной. Он любил верховую езду, поло, фехтование, рисование и литераторство. Его называли великим полковником и оратором, политиком и писателем, а также большим интриганом и авантюристом, хитрым, расчетливым и бескомпромиссным в суждениях.

Миф №1
 
Пристрастие к алкоголю

Многие до сих пор говорят, что Уинстон Черчилль был большим любителем спиртных напитков, что он употреблял коньяк ящиками и был едва не алкоголиком. Возможно, виной этому стали его частые положительные высказывания о горячительных напитках, которые он любил дегустировать. Однажды канцлер сказал, он никто не может сказать, что он «недооценил достоинств алкоголя».

Во время трапезы на столе у британского политика постоянно были разные виды вин, коньяк, шампанское и другие напитки. Он мог выпить бокал вина перед едой, в молодости он не никогда не пил до обеда. Однако назвать Черчилля алкоголиком или даже любителем выпить сложно. Он не был действительно пьющим человеком. Объемы употребляемого им спиртного были умеренными, всегда сопровождались закуской и хорошей компанией.

А вот курить Черчилль любил, хотя сам говорил, что к сигарам он относится с презрением. Он мог выкурить до восьми или десяти табачных изделий в день, причём как дома, так и на светских вечеринках, где это было запрещено, исключение делали только политику. Так сигара стала частью имиджа сэра Уинстона Черчилля.

Миф №2
 
Вина Черчилля в начале «Холодной войны»

Несмотря на авторство фразы «железный занавес», Черчилль был, скорее идеологом, человеком, который любил называть вещи своими именами. Однако он никогда открыто не говорил о желании начала противостояния, которое позже было названо «холодной войной» и вошло в историю как самое масштабное «соревнование» в демонстрации военной мощи США и СССР.

Однажды в 1947 году в личной беседе с американским сенатором Бриджем он упомянул о том, чтобы тот предложил тогдашнему президенту США Гарри Трумэну нанести ядерную атаку по СССР, чтобы «стереть его с лица Земли». Но историки говорят, что Черчилль любил играть словами и «подбрасывать» коварные идеи собеседнику, чтобы увидеть его реакцию на сказанное, потому данное предложение британского интригана сложно охарактеризовать глаголом «хотел» по отношению к началу «Холодной войны».

Миф №3

Восхищение Сталиным

Миф о восхищении Черчилля личностью «вождя народов» является самым ярким в биографии британского премьера. В 80-х годах из письма Нины Андреевой, а также других «интерпретаторов» выплыло то, что Черчилль якобы восхищался или даже боготворил Сталина.

На самом деле все было совсем иначе. Черчилль и вправду говорил положительные речи о Сталине, особенно в ходе Второй мировой войны, назвав его великим лидером, полководцем и умным политиком, в котором нуждался советский народ в тот непростой период истории.

Однако британец называл вождя диктатором, жестоким, агрессивным политиком, который делал много ошибок и проявлял бессердечность к людям и массам, лидером которых был. В конце своей жизни он сказал, что всегда осуждал поведение Сталина, хотя с его мнение считался и говорил, что Великобритания нуждается в таком союзнике.

Если говорить о знаменитой речи в Палате лордов, провозглашенной Уинстоном Черчиллем в 1959 году, то она была просто фальшивкой. Во-первых, в это время британскому политику было уже 84 года, у него было высокой давление, он пережил инсульт, последствиями которого был отказ некоторых частей мозга, в том числе, тех, которые отвечали за процесс речи. Потому Черчиль не мог провозгласить это заявление уже потому, что не мог разговаривать вообще.

Во-вторых, российские историки, в частности, Игорь Куртуков, исследовали эту тему и установили, что в декабре 1959 года, когда была обнародована эта речь, заседания в Палате лордов вообще не было. В документальных отчетах, находящихся в государственном архиве Великобритании, нет упоминания о таком заседании, в это время у парламента были каникулы.

Ещё более несправедливой была трактовка слов Черчилля о Сталине, который «взял Россию с сохой, но оставил с атомной бомбой». То ли при переводе с английского была допущена ошибка, то ли некоторые люди преднамеренно перефразировали слова Черчилля о Сталине. Но в них поверил Грачев, Горбачев и многих советские граждане.

Британец говорил о плановой экономике, которая помогла России превратится с государства, где люди вспахивали землю деревянным плугом, в державу с атомными реакторами (о бомбах речи вообще не было). Такие слова, по мнению историка Куртукова, могли быть придуманы в советском самиздате, чтобы рассказать о величании товарища Сталина самим Уинстоном Черчиллем.

Подытожив, можно сказать, что Уинстон Черчилль был человеком речей, человеком слова и текста. Он много написал и много сказал, он был великим оратором и хорошим писателем-мемуаристом, получившим Нобелевскую премию за свои труды (а её кому попало не дают), отличным политиком и величайшим британцем в истории, которому в январе 1965 году устроили «государственные похороны» и соорудили памятник в Лондоне.